Законсервированная революция, конференция

Спустя 100 лет после Октябрьской революции и 25 лет после падения СССР мы ещё находимся в заложниках у тех представлений о революционном, которые были сформированы в дебатах и практиках большевиков. Элитистское убеждение в невежестве безвластных — характерно как для официальной власти, так и для оппозиции, как для либералов, так и для левых. Значит нужно перевернуть саму революцию.

Как постигнуть революцию во всей полноте не покидая позицию рядового, единичного её агента? Как соотносится становление политического процесса с нуждами, аффектами, представлениями тех закрепощённых, которых стремиться освободить?


Элитизм политических представлений идёт рука об руку с разделением на действующих и думающих, противоречивым образом и в самом марксизме (его ленинском прочтении), который декларирует преодоление этого разделения, лежащего в основании эксплуатации (Маркс). Здесь находится основание репрезентационной парадигмы в политике и искусстве, когда думающие представляют действующих — как в музее, так и в парламенте. Возможно, стоит под этим углом зрения ревизовать практики на границе политики и искусства в ХХ веке в России.

Какой тип связи между действующими, думающими, чувствующими и желающими они собой являют? Связи эстетические и эмпатические, являются ли они несовместимыми, какая из них лучше отвечает демократической связи?


В ситуации набирающего во всём мире обороты национализма и консерватизма, примеры низовой организации и внедрения в официальные структуры на местном (муниципальном) уровне показывают возможные горизонты действия. В связи с этим, политика мыслится не на уровне страны, а на уровне города и далее: лагеря дальнобойщиков в Химках, в парке Торфянка — здесь сами “закрепощённые” становятся активистами.

Каковы формы современного политического социально-ангажированного искусства? Какие коллективности использует и создаёт искусство участия? Какие формы сообществ и самоорганизации становятся по ту сторону консервативных тенденций? Какие аффекты и эффекты они производят, какие представления об эффективности создают? Как они прочерчивают связь между микрополитическим освобождением и справедливой жизнью-сообща для всех?


Кафедра кино и современного искусства ФИИ РГГУ приглашает для участия в междисциплинарной конференции, открывающей долгосрочную программу по изучению политического и социально-ориентированного искусства. К участию приглашаются искусствоведы, философы, социологи, практикующие художники.

 

 

26 декабря, понедельник

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, ул. Чаянова, д. 15, корп. 7, этаж 3, аудитория 374, метро «Новослободская», «Менделеевская»)

16.00 – 20.00

День 1. Переопределить революцию

 

16.00 – 16.15 Регистрация участников

16.15 – 16.30 Открытие конференции

Приветственное слово: Евгений Николаевич Ивахненко, д-р филос. наук, проф., ректор РГГУ

Вступительное слово организаторов конференции: Владимир Алексеевич Колотаев, д-р филол. наук, декан факультета истории  искусства РГГУ;

Александр Викторович Марков, д-р филол.наук, доцент кафедры кино и современного искусства;

Антон Валерьевич Польский, ассистент кафедры кино и современного искусства.

Павел Георгиевич Митенко, независимый исследователь.

 

16.30 – 18.00

Сессия 1. История революции как феномена и как понятия. Взгляд на феномен и понятие революции после опытов «Арабской весны»

Модератор: Павел Митенко

 

Докладчик: Владимир Колотаев (Москва), д-р филол. наук, профессор кафедры кино и современного искусства

Искусство и революция: формирование идеала средствами кино

 

Докладчик: Андрей Олейников (Москва), канд.филос.наук, доцент ИОН РАНХиГС

История и революция: почему одно невозможно без другого

 

Докладчик: Ольга Резникова (Гёттинген), сотрудница Гёттингенского университета по специальности культурная антропология

Что такое “политические” и “социальные” протесты? На примере лагеря дальнобойщиков в Химках

 

Докладчик: Игорь Чубаров(Москва), д-р филос.наук, научный сотрудник ИФРАН: член редколлегии журнала Логос

Революция как день сурка и как спектакль: Почему она может быть только неудачной, и почему это не отменяет ее необходимости. Заметки к повторному Взятию Зимнего дворца

 

Докладчик (видеозапись, доклад на английском): Грант Кестер (Сан-Диего), профессор Университета Калифорнии в Сан-Диего (UCSD)

Adorno and Beuys: Action and the Critique of Action
(Адорно и Бойс: действие и критика действия)

 

18.00 – 18.15 Перерыв

 

18.15 – 20.00

Сессия 2. История политического искусства в России.

Модератор: Антон Польский

 

Докладчик: Татьяна Волкова(Москва), куратор, исследователь, инициатор и член рабочей группы фестиваля активистского искусства МедиаУдар

Хроники активистского искусства

 

Докладчик: Егор Софронов(Москва), художественный критик. Редактор Художественного журнала, научный сотрудник Музея современного искусства «Гараж»

Нонспектакулярное искусство как периодизирующая категория

 

Докладчик: Александр Марков (Москва),

д-р филол. наук, доцент кафедры кино и современного искусства

Статус гипотезы в социально значимом искусстве

 

19.30 – 20.00 Дискуссия

 

 

27 декабря, вторник

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, ул. Чаянова, д. 15, корп. 6, этаж 2, аудитория 228, метро «Новослободская», «Менделеевская»)

16.00 – 20.00

День 2. От произведения к аффекту. Эффект и эффективность

 

16.00 – 18.00

Сессия 3. От искусства в музее к искусству в сообществе, микро и макро-политика становления. Новые профсоюзы, социология сообществ, искусство диалога

Модератор: Антон Польский

 

Докладчик: Петр Иванов (Москва), младший научный сотрудник, преподаватель НИУ ВШЭ

Котовые домики и общие места: как жители микрорайонов договариваются о трансформации пространства

 

Докладчица: Александра Ненько, ксн социолог, урбанист, куратор ARTS4CITY, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

О ригидности структуры и надеждах свободной городской культуры.

 

Докладчик: Борис Клюшников (Москва), философ и историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ

Культурные противоречия тусовки: взгляд из современности

 

Докладчик: Бермет Борубаева (Москва), работник культуры и науки

Еда как политический акт: искусство, солидарность, сообщества

 

Докладчик: Виктория Ломаско (Москва), автор социальной графики

Хроника сопротивления. Участие с альбомом в руках

 

Докладчик: Дмитрий Кожнев (Москва), профсоюзный организатор, Новопроф, Конфедерация Труда России

Анализ проблем независимого профсоюзного движения в современной России

 

18.00 – 18.15 Перерыв

 

18.15 – 20.00

Сессия 4. Искусство в открытом городе, эффекты и эффективность. Задачи, перспективы и критерии оценки искусства перемен

Модератор: Петр Иванов

 

Докладчик: Антон Польский(Москва), редактор Partizaing.org, участник рабочей группы МедиаУдар, ассистент кафедры кино и современного искусства РГГУ

Проблема эффективности в социально-ориентированном искусстве

 

Докладчик: Дарья Серенко (Москва), арт-активист (акция #тихийпикет), библиотекарь

Плакат как мембрана: тихий пикет и исследование городского социального тела

Докладчик: Катрин Ненашева (Москва), арт-активист

Я тебя тоже не: 3 истории отношений из арт-активисткой практики

 

Докладчик: Павел Митенко (Москва), исследователь акционизма и акционист

Шум из ничего. Третья волна Московского акционизма: радикальное действие во время реакции

 

19.30 – 20.00 Подведение итогов конференции

 

ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ВАШЕЙ ФАМИЛИИ В СПИСОК НА ПРОХОДНОЙ РГГУ, ПОСТАВЬТЕ “Я ИДУ” НА СОБЫТИИ В ФБ https://www.facebook.com/events/711947128973313/

О фестивале

МедиаУдар – международное сообщество, направленное на изучение, артикуляцию, документацию, поддержку и развитие активистского искусства. Важным для сообщества МедиаУдар является включение художественных проектов в реальные социально-политические практики, такие, как участие в кампаниях по защите прав миноритарных групп, за освобождение политических заключенных, защиту окружающей среды, развитие системы альтернативного здравоохранения, борьбу с цензурой и диффамацией по отношению к деятелям культуры и др. 

Самоорганизация

Фестиваль формируется по принципу самоорганизации рабочей группы художников, активистов, искусствоведов и философов в формате “баркэмп” – неофициальной конференции, создаваемой самими участниками. Это включает в себя ассамблеи, экспедиции, издательскую деятельность,
выставки, презентации, лекции, воркшопы, дискуссии, литературные читки, концерты, видеопоказы, резиденции, совместные акции, теоретическую лабораторию.  

Контакты

Присоединяйтесь в: Twitter | Facebook
Связаться с фестивалем можно по email mediaimpact2014@gmail.com