Ижевское уличное искусство

34

Огромные яркие рисунки на стенах это, пожалуй, первое, что бросается в глаза человеку, который первый раз приезжает в Ижевск. Столица Удмуртии – город богатый на различные творческие инициативы. В прошлом году здесь проходил масштабный фестиваль стрит арта, получивший название «Ижевская интервенция». По прибытии мы сразу же отправляемся смотреть работы.

– Вон там за углом есть еще одна работа.

– Дойдите до конца улицы, поверните налево, там старый дом и на нем огромный рисунок.

Наперебой жители показывают нам дорогу к тем или иным рисункам.

– А что вы думаете по поводу этих рисунков на стенах?

– Каких рисунков?

– Которые разбросаны тут по всему району. Вы же здесь живете? Вот прямо перед нами одна из работ.

– Вы знаете, в первый раз вижу. Раньше не обращал внимания.

Встречаем и таких людей, но большинство работы видели и гордятся тем, что в городе есть эти рисунки.

– Старые дома в очень плохом состоянии, эти рисунки очень преображают территорию. Люди видят, что кто-то хочет что-то делать, чтобы город преобразился. Но мне не нравится, когда начинают разрисовывать витрины магазинов….граффити эти.

10334430_867608486588699_2758769759163409851_n 36 10275960_867637776585770_8137671687244474584_n 10308202_867608229922058_4808347153026617888_n 33 26

– Это, конечно, очень оживило город, – говорит Елена Касимова, один из кураторов фестиваля. – Мы получили очень много положительных отзывов от жителей района. Была даже забавная история, когда во время проведения фестиваля жители вдруг стали звонить в администрацию района и жаловаться, что соседний дом расписывают, а их нет.

Рисунки расположены здесь не случайно. Большинство работ сконцентрировано в микрорайоне, получившем в народе название «Культбаза». Центральная улица района носит название Авангардная и большинство домов там было построено в 50-е годы. Все они в довольно плачевном состоянии. Организаторы считают, что фестиваль способствовал благоустройству района. «Нашей концепцией стало изменение городской среды, для нас важно было взаимодействие с местными жителями, – поясняет Елена. – Мы хотели предложить им по-другому посмотреть на район, в котором они живут, обратить внимание на среду. Хотелось, чтобы к ней было более внимательное и бережное отношение. Примечательно, что почти все работы сохранились и не испорчены».

28 29 10409786_867608116588736_1773433901017885582_n 10313165_867608189922062_1175449746377251359_n 10384834_716752138367785_6649718869308363744_n 10371563_716751988367800_1995247327284059354_n

В ходе фестиваля было реализовано около 30 проектов. Не все художники ижевчане, многие приехали из других городов. В таком же ключе проходил и первый фестиваль стрит-арта в 2011 году в Старках. Тогда его курировали Михаил Дремин и Ольга Делакова. «Мне кажется, это неплохо, что меняются организаторы, потому что мы все равно общаемся друг с другом, город небольшой, опыт передается, контакты, информация тоже, при этом каждый может внести что-то свое», – считает Елена Касимова.

10156070_867608706588677_515944648237293965_n

В отличие от «Культбазы» Старки район весьма отдаленный и уж там совершенно не ожидаешь увидеть нечто подобное, поскольку обычно все крупные культурные мероприятия базируются как раз в центре города. Еще одна особенность фестиваля в том, что часть художников в принципе не специализируется на стрит арте. По крайней мере, их нельзя назвать стрит арт художниками в узком смысле. Так, например, в 2011 году на улицах рисовали художники, которые занимаются современным искусством: московский художник Антон Николаев, Игорь Шуклин из Курска, график Татьяна Фасхутдинова.

10382645_867609256588622_2256360201785523442_n 10329197_867608589922022_7334631501885407659_n 10339759_867609293255285_3500549579204261131_n 10329217_867608743255340_2566980079496131139_n 10154279_867609333255281_8233484124218328753_n 10178136_867608933255321_4396759607864196408_n

До проведения фестиваля в городе в основном проходили мероприятия, организованные магазином граффити, но они были очень узконаправленные и по масштабу значительно меньше. Впрочем, в городе и сейчас довольно много граффити, в том числе в подземных переходах.

10376301_867609079921973_2540764222302907647_n 10411928_716751491701183_9194865108469169600_n10356145_867609073255307_2196510880590569462_n 10257048_716751395034526_2498156634846860441_n

Кстати, не мало мы встретили и политических граффити из серии: «Крым – наш», «Киев – русский город»… Признаки времени.

10177404_867609249921956_5027997736193693574_n

Но всем этим уличное искусство Ижевска не ограничивается. Несколько лет назад в городе был реализован весьма необычный проект арт-группы Археоптерикс (ныне – «Творческая дача»), в которую входят Анфим Ханыков и Макс Веревкин. Типовые девятиэтажные дома часто называют коробками, Археоптерикс продолжили эту тему в своем проекте «Упаковка»: они украсили дома знаками и надписями, которые обычно используются на упаковках.

58 59 60 10426681_867608493255365_4497266623054650341_n

В рамках проекта было расписано 4 девятиэтажных дома в Ижевске (на улицах Майская, Удмуртская, 10 лет Октября и Петрова), один в Ульяновске, а один даже в Амстердаме. Примечательно, что самые первые изображения на доме, нарисованные десять лет назад, были дипломной работой Анфима Ханыкова. Ребята из группы так описывают свой проект: акция «Упаковка» использует язык рекламных плакатов, буквально призывая беречь людей. Суть акции в том, чтобы акцентировать значимость каждой человеческой жизни для общества и для самого человека. Также авторы выступают против строительства подобных домов-коробок. Каждый нарисованный символ имеет свое значение. Например, стрелы (не кантовать), направленные вверх, являются символом движения, духовного роста. Зонт (не мочить) выступает как идея купола-оберега, крыши, имеющей функцию сохранить тепло и уют, беречь сохранность собственного психического пространства от чужеродных и опасных вторжений. Рюмка (не бить) несет в себе не только идею веселья, достатка, но и намек на склонность к зависимости от алкоголя у местного населения.

Текст Евгения Зубченко

Фотографии Евгения Зубченко, Татьяна Сушенкова.

еще фотографии

 

О фестивале

МедиаУдар – международное сообщество, направленное на изучение, артикуляцию, документацию, поддержку и развитие активистского искусства. Важным для сообщества МедиаУдар является включение художественных проектов в реальные социально-политические практики, такие, как участие в кампаниях по защите прав миноритарных групп, за освобождение политических заключенных, защиту окружающей среды, развитие системы альтернативного здравоохранения, борьбу с цензурой и диффамацией по отношению к деятелям культуры и др. 

Самоорганизация

Фестиваль формируется по принципу самоорганизации рабочей группы художников, активистов, искусствоведов и философов в формате “баркэмп” – неофициальной конференции, создаваемой самими участниками. Это включает в себя ассамблеи, экспедиции, издательскую деятельность,
выставки, презентации, лекции, воркшопы, дискуссии, литературные читки, концерты, видеопоказы, резиденции, совместные акции, теоретическую лабораторию.  

Контакты

Присоединяйтесь в: Twitter | Facebook
Связаться с фестивалем можно по email mediaimpact2014@gmail.com